Honeyfine

Все о пчеловодстве

Племенная работа на пасеке
Страница 3

Для получения большего количества маток формируют одну две семьи-воспитательницы. Роль материнских семей при этом качественно изменяется. От них только получают исходный материал – личинок 6—12-часового возраста, которых передают на маточное воспитание в другие ульи – семьям-воспитательницам. Чтобы от материнской семьи получить необходимое количество личинок 6—12-часового возраста, компактно размещенных на одном соте, для выращивания из них племенных маток в семьях – воспитательницах применяют однорамочные изоляторы, ставя их в ульи материнских семей в центре гнезда против летка. В изолятор помещают сот с хорошо отстроенными пчелиными ячейками и переносят матку. На четвертый день его можно вынимать из изолятора, так как большинство ячеек в нем будет занято отложенными маткой яйцами и вылупляющимися из них личинками. При необходимости на освободившееся место вставляют другой сот с пчелиными ячейками и снова переносят на него матку. Работа должна выполняться с большой осторожностью, чтобы не повредить племенную матку, которая в это же время может находиться на соте или где-нибудь на стенке изолятора. Чтобы не задержать развитие материнской семьи в связи с заключением матки в изолятор, необходимо регулярно, не реже чем через 4–5 дней, давать под засев матке сотовую рамку с пчелиными ячейками, а отобранную переставлять в гнездо. В улье материнской семьи постоянно должно быть достаточное количество меда и перги, а само гнездо тщательно утеплено с боков и сверху. Формирование и использование семей-воспитательниц

В зависимости от сроков вывода маток семья-воспитательница может быть сформирована двумя способами: на полное сиротство преимущественно в начале сезона, при этом пчелиную семью полностью лишают матки и открытого расплода; на неполное в самый разгар лета, без удаления матки из гнезда. В первом случае на матку формируют временный отводок за глухой перегородкой своего же улья (в кармане с отдельным летком), чтобы потом можно было снова легко присоединить ее к родной семье. Лишенная матки пчелиная семья через 5–6 часов, а иногда и раньше приходит в состояние сиротства. Через такой промежуток времени ей подставляют личинок на маточное воспитание. Во втором случае матку отделяют от основной части гнезда в стороне от летка разделительной ганемановской решеткой. При этом пчелиная семья, лишенная матки в центре гнезда, практически не прекращает дальнейшего развития, но уже через 12 часов чувствует себя полуосиротевшей и может принимать для выращивания новой матки подставляемых ей личинок в восковых или пластмассовых мисочках. При формировании семьи-воспитательницы как в одном, так и в другом случае, в центре гнезда против летка, между сотами оставляют свободное пространство шириной 28–30 мм для постановки одной прививочной рамки с личинками на маточное воспитание, взятыми от материнской семьи. Позже, когда первая партия маточников будет запечатана, можно будет разместить в ее гнезде еще одну такую прививочную рамку с личинками.

Чтобы вырастить полноценных маток, матковод должен постоянно следить за ходом медосбора и регулировать равномерное поступление кормов в гнезда пчелиных семей, особенно воспитательниц. В безвзяточные дни им на ночь дают по 1 кг корма, приготовленного из 1/4 воды, 1/4 обезжиренного молока и 2/4 сахара. На каждый литр раствора добавляют 24 мг хлористого кобальта. При поддерживающем взятке семьям дают по 0,6–0,8 кг кормовой смеси. Общая дневная прибыль семьи в этот период на контрольных весах должна составлять не менее 1 кг. Помимо условий содержания на качество выводимых маток влияет сила семьи-воспитательницы, возрастной состав пчел, количество одновременно выращиваемых маток, возраст личинок, взятых на маточное воспитание, и целый ряд других факторов, которые необходимо учитывать при выводе пчелиных маток.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Противороевые приемы
При естественном роении снижается продуктивность семей, особенно в годы со слабым медосбором, поскольку роевую энергию пчелы не могут использовать для накопления запасов меда. Главный недостаток е ...

Биоиндикация как метод исследования экологических систем
Наиболее часто цитируемой и, в то же время, наиболее идеологически расплывчатой областью экологии является некоторая совокупность методов, называемая “биоиндикацией”. Хотя истоки наблюдений ...

Вирусные болезни
Вирусы всегда сопутствуют пчелам, но человек начал изучать их сравнительно недавно, примерно 40 лет назад. Описано 14 видов вирусов, сопутствующих медоносной пчеле. Вызываемые ими заболевания не и ...