Honeyfine

Все о пчеловодстве

Кочевое пчеловодство
Страница 4

Чтобы исключить кислородное голодание и запаривание, обеспечивают беспрепятственное поступление воздуха в гнездо. На ульи с вентиляционными устройствами в крышах магазины не ставят. Пчелы поднимаются из гнезда вверх, под крышу, куда свободно и легко идет свежий воздух. Зазор между обвязкой крыши и стенками улья должен быть таким, чтобы через него пчелы не могли выйти наружу. Иногда перевозят пчел с настежь открытыми летками. Кочевые сетки в таких случаях не ставят. Потревоженные перевозкой пчелы имеют возможность выйти из улья (собираются они обычно на передней стенке), температура в гнезде поэтому выше оптимальной не поднимается. Во время движения на автомобиле вентиляция через открытые летки усиливается, потревоженные пчелы постепенно входят в свое гнездо, семья успокаивается. Чтобы вышедших пчел не растерять во время движения автотранспорта, ульи вместе с кузовом машины накрывают частой капроновой сеткой. Единственный недостаток перевозки пчел с открытыми летками — неудобство ручной погрузки и выгрузки ульев.

Улей считают подготовленным к погрузке после того, как все его разборные части надежно скреплены. Конструкции скрепов, которыми пользуются пчеловоды, различны: ленточные, тросовые, замковые и др. К погрузке ульев приступают вечером, после того как пчелы прекратят лет. Если их решено перевозить в ульях с открытыми летками, то перед погрузкой внутрь дают по 1-2 клуба дыма. Пчелы набирают в зобики мед и ведут себя спокойнее, не мешая погрузке.

Перевозка пчел по хорошей асфальтированной трассе мало их беспокоит. Размещение ульев в автомашине особой роли не играет, однако их лучше ставить перед ними или задними стенками по ходу ее. Сила инерции, возникающая во время быстрой езды, будет давить не на плоскость сотов, а на их торцевые стороны. Соты, даже тяжелые, не разламываются. При перевозке пчел по плохим проселочным и лесным дорогам, по которым транспорт движется медленно из-за сильных боковых качек, ульи ставят в машине сотами поперек дороги. В таком положении они более устойчивы к действию сил, возникающих при резких боковых колебаниях.

Автомашину начинают загружать от кабины водителя, предварительно опустив боковые и задние борта. Первый ряд ульев ставят задними стенками вплотную к переднему борту, остальные размещают в той же последовательности. Надставки с запасными сотами, подставки под ульи, пчеловодный инвентарь, заправленный дымарь, личные вещи, палатку, продукты погружают в отдельную машину или у заднего борта одной из машин с пчелами. Ульи, принадлежащие нескольким скооперировавшимся пчеловодам, в машине размещают в два или три яруса. Ульи одного типа и размера ставят в нижних ярусах, остальные сверху. В многокорпусных ульях сильные семьи летом с успехом можно перевозить в 3 корпусах, а весной и осенью — в 2. Если ульи перевозят без крыш, поверх кочевых сеток помещают рейки или по размеру кузова сбивают из них раму, на которую ставят ульи следующего яруса. При таком размещении поступление воздуха к пчелам не нарушается. Когда перевозят однотипные ульи и с плоскими крышами, верхние ряды ульев ставят непосредственно на крыши нижних. Ульи крепко увязывают веревками и отправляются в путь. Скорость движения с пчелами зависит от качества дороги: по асфальту — обычная, как и с любым другим грузом, по проселочной — исходя из ее профиля. В местах с большими выбоинами, чтобы избежать толчков, при которых тяжелые соты могут оборваться, едут медленнее.

По прибытии к массиву медоносов (желательно успеть до восхода солнца) ульи сразу расставляют не ближе 3-4 м один от другого. Если поблизости нет проточной воды, то в стороне, неподалеку от пасеки, ставят поилку. Прибыв на конечный пункт ночью, летки сразу же открывают во всех ульях. Семьи, особенно сильно возбудившиеся, быстрее успокоятся. С приездом на место на заре или с восходом солнца летки открывают через 1-2 улья, в первую очередь у наиболее сильных семей. Выход пчел на облет одновременно из всех ульев в этом случае неизбежно приведет к чрезмерно бурному облету, следствием которого бывают слеты значительного количества пчел одних семей на другие. Чаще всего налеты бывают на наиболее сильные семьи. Это приводит к еще большему усилению одних семей и ослаблению других. После того как семьи, начавшие облет первыми, станут его заканчивать, открывают летки у остальных. В случае появления течи меда из какого-нибудь улья пчелы на облет не идут или облетываются очень слабо. Семью осматривают и срочно оказывают ей помощь: рамки с оборвавшимися сотами вынимают, а взамен ставят с сушью или вощиной. Дно с вытекшим медом заменяют на чистое. К вечеру или лучше на следующий день, когда пчелы окончательно успокоятся и переключатся иа сбор меда, в гнезда семей, содержащихся в лежаках, ближе к краю помещают медоперговые рамки, отобранные при подготовке к кочевке, чтобы эту пергу пчелы законсервировали — залили медом и запечатали. На верхних брусках этих рамок делают надпись цветным карандашом: «Перга». На ульи под мед ставят магазинные надставки или корпуса, заранее заполненные рамками суши и вощины (по краям), и медоперговые (по 2-3 в середине).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Главный медосбор
Все работы, которые проводились с прошлой осени до главного медосбора, были, по сути, направлены на решение одной задачи — создание сильных семей и приведение их в такое состояние, при котором эти ...

Работы на пасеке осенью
Проведение осенних работ на пасеке имеет свои особенности. В этот период медосбор резко снижается, но еще стоит теплая, сухая погода. Поэтому пчелы продолжают вылетать из ульев и отыскивать источн ...

Зимовка пчел
Современная научная мысль и практическая деятельность пчеловодов открыли много новых тайн жизнедеятельности пчел, но проблема обеспечения надежной зимовки пчел по-прежнему остается во многом не ре ...