Honeyfine

Все о пчеловодстве

Восковыделение. Строительная деятельность пчел
Биология медоносной пчелы / Восковыделение. Строительная деятельность пчел
Страница 8

Стерниты промывают водой в восковой ванночке и очищают от мягких тканей, переносят их с помощью пинцета на предметное стекло, затем с помощью пинцета и препаровальной иглы под микроскопом при 16-кратиом увеличении отделяют в последовательности, начиная с первого, все стерниты. Обращают внимание, что на двух первых стернитах нет восковых зеркалец, а на третьем, четвертом, пятом, шестом - есть. Восковые зеркальца - светлые участки хитина овальной формы (рис. 53). Учащиеся делают рисунки всех стернитов и отмечают на них восковые зеркальца.

Таким же способом отделяют стерниты матки и трутня. Сравнивают их со стер ни та ми рабочей пчелы. Зарисовывают в тетрадях строение четвертого стернита матки и трутня рядом с рисунком стернитов рабочей пчелы.

Далее учащимся раздают постоянные препараты восковых желез пчел трех возрастов: 3—5-дневных, 12—18-дневных, старше 25 дней. Учащиеся рассматривают препараты под микроскопом. При этом определяют возраст пчелы по состоянию восковых желез.

Учащиеся делают в тетрадях рисунки восковых желез, показывая ход изменений их состояния в течение жизни рабочей пчелы.

Рис. 53. Стерниты брюшка рабочей пчелы (на 4, 5, 6, 7-м стернитах расположены

Рис. 53. Стерниты брюшка рабочей пчелы (на 4, 5, 6, 7-м стернитах расположены восковые зеркальца - вз)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Цель занятия. Провести наблюдения за отстройкой рабочими пчелами сотов в рамках, оснащенных вощиной.

Необходимое оборудование и материалы; Пчелиные семьи, наблюдательные ульи, рамки гнездовые и магазинные с целыми листами вощины и с узкими полосками вощины, инвентарь для осмотра семей.

Методика проведения занятия. Занятие проводят на учебной пасеке.

За сутки до планового проведения занятия в семьи пчел помещают рамки с вощиной. Во время занятия проводят наблюдения за ходом отстройки сотов: отмечают скорость отстройки сотов в зависимости от места их размещения в гнезде; определяют процентное отношение отстроенных трутневых ячеек к числу рабочих ячеек. Отдельные рамки с зачатками сотов, которые пчелы строят без вощины, аккуратно вынимают из гнезд вместе с находящимися на них пчелами и помещают в наблюдательный улей. Отмечают, что при отстройке сотов рабочие пчелы соединяются в цепочки и висят на строящихся сотах в виде гирлянд.

Данные результатов учета и наблюдений заносят в тетрадь, делают основные выводы по работе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Где расположены восковыделительные железы у рабочих пчел? 2. Какое количество восковых зеркалец имеет рабочая пчела? 3. В каком возрасте пчелы имеют максимально развитые восковыделительные железы? 4. Назовите основные факторы, влияющие на выделение воска и строительство сотов пчелами. 5. Как взаимосвязаны работы пчел по строительству сотов и выращиванию расплоа? 6. Чем объяснить, что пчелы роя в 5-10 раз больше продуцируют воска, чем такое же количество пчел обычных семей? 7. Зависит ли скорость отстройки сота от места нарушения целостности гнезда? 8. Какое количество корма тратят пчелы на выделение 1 кг воска? 9. Расскажите о процессе старения сотов. 10. Как влияет размер ячеек сота на размеры тела рабочих пчел, маток, трутней?

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Смотрите также

Изготовление инвентаря
В этом разделе будет рассказано как об инвентаре и оборудовании, которым я уже пользуюсь, так и о том, которое я планирую изготовить. Некоторые устройства будут описаны впервые в пчеловодной литер ...

Биоресурсы Земли
...

Зимовка пчел
Современная научная мысль и практическая деятельность пчеловодов открыли много новых тайн жизнедеятельности пчел, но проблема обеспечения надежной зимовки пчел по-прежнему остается во многом не ре ...