Honeyfine

Все о пчеловодстве

Форма взаимосвязей в пчелиной семье
Биология медоносной пчелы / Форма взаимосвязей в пчелиной семье
Страница 3

Рис. 48. Зависимость между расстоянием до источника корма и длительностью звукового

Рис. 48. Зависимость между расстоянием до источника корма и длительностью звукового сигнала у Apis mellifera (по Брайену, 1986)

СИГНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Медоносные пчелы обладают хорошо развитым чувством времени, обонянием, цветовым зрением, памятью. Все это позволяет им общаться друг с другом посредством определенных символов. Одним из способов передавать другим особям сведения о найденном источнике корма состоит в том, чтобы, вернувшись в гнездо, совершить определенные сигнальные движения („танцы"). Посредством этих движений пчелы-разведчицы указывают направление к источнику корма, при этом передается даже информация о расстоянии до источника корма (продолжительность жужжания пропорциональна расстоянию, рис. 48). Жужжанием сопровождаются виляющие движения. С расстоянием до корма связано и то, на какой глубине в улье исполняется танец, каковы его продолжительность, длина прямой пробежки и число совершаемых при этом виляний.

Если пчела обнаруживает источник корма, расположенный на земле вблизи улья, то она выполняет „круговой танец", сообщая своим сестрам, что следует искать корм поблизости. Медоносные пчелы разных пород исполняют круговой танец при разных расстояниях до источника корма: итальянские — в том случае, если корм находится в радиусе 100 м; краинские — в радиусе 85 м, индийские — в радиусе до 2 м.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО АРОМАТУ НЕКТАРА, ЗАПАХАМ

Большое значение для пчел имеет умение ориентироваться в ароматическом поле, так как и цветы, посещаемые пчелами, и сама пчела, которая принесла нектар в гнездо, источают аромат. Строение внешних покровов медоносных пчел прекрасно приспособлено для впитывания цветочных ароматов.

В экспериментах, проведенных Фри (1971), было установлено, что, хотя окраска цветков важна, еще большее значение имеет их запах. Это интересный факт, поскольку молодые пчелы, очевидно, учатся различать запахи цветков, находясь в темном улье, еще до того, как они выйдут наружу и увидят сами цветки. Приобретенные запахи имеют важное значение. Однако главную роль играет специфический для каждой семьи секрет, переходящий с тел насекомых на их конечности. Так, если давать всем пчелиным семьям пасеки корм с одинаковым запахом, то можно усилить тенденцию к залету рабочих особей не в свои ульи. Этот прием дает положительные результаты при объединении разных семей в одну, при перевозе семей из разных на один источник медосбора (они перестают проявлять друг к другу враждебность).

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

В пчелиной семье существует система распределения работ между рабочими особями, зависящая в основном от возраста. Однако она может меняться сообразно потребностям семьи в любой период времени.

Одна из первых публикаций, посвященная проблеме разделения труда среди пчел, появилась в 1925 г. Ее автором был Реш. Он наблюдал за поведением пчел. Было установлено, что в летние (активные) месяцы года жизнь рабочей особи подразделяется на два основных периода: в первый период, который длится около 3 недель, пчела-работница занимается внутриульевой деятельностью; во второй период, т. е. в последующие 1—2 недели, — добычей корма в поле.

Первые 3 дня рабочая пчела, как правило, не берет мед из ячеек, а выпрашивает его у своих сестер. Основную часть своего времени она проводит, вычищая предназначенные для откладывания яиц ячейки или же вместе с другими пчелами занята обогревом расплода. С 4-го дня она начинает брать мед из внутриульевых запасов.

Потребление белка стимулирует развитие гипофарингеальных желез у молодых пчел и секрецию ими личиночного корма. Кроме того, в результате интенсивного потребления белка в этот период в жировом теле молодых пчел накапливаются резервные вещества. При кормлении личинок все накопленные в организме молодых рабочих пчел запасы расходуются.

Наблюдения за выращиванием расплода в пчелиной семье показывают, что пчелы заглядывают в ячейки и между кормлениями личинок.

Посещения подобного рода длятся всего 2—3 с, другие (с тщательным осмотром личинки и проверкой наличия корма) более продолжительны — 20 с. Процесс кормления заключается в следующем. В течение осмотра кормилица убеждается в местонахождении головы личинки. После этого она поворачивается таким образом, чтобы концы ее мандибул разместились рядом с головой личинки. Мандибулы открываются и начинают вибрировать, а через 1—2 с между ними появляется капелька жидкости, которая выпускается на дно ячейки или на стенку. Корм располагается вокруг или рядом с личинкой. Если кормилица не сможет правильно сориентировать мандибулы по направлению к личинке, тогда корм попадает на спинку личинки. Время, затрачиваемое на одно кормление, значительно колеблется: иногда 8—10 с, иногда 30 с, а в ряде случаев 2—3 мин.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

О роли сахара в пчеловодстве
Пользуясь случаем, хочу сказать несколько слов о моем понимании роли сахара в пчеловодстве. Когда в XIX в. на Руси впервые появился сахар, то стоимость его вначале была значительно выше стоимости ...

Племенная работа
Опыт передовых пчеловодческих хозяйств и ферм, занимающихся улучшением племенных и продуктивных качеств пчелиных семей, показывает, что при небольших дополнительных затратах времени пчеловоды полу ...

От автора
Книга, которую вы, мой уважаемый читатель, держите в руках, была задумана более десяти лет назад, еще в конце прошлого века. В 1997 г. я издал первую книгу «Современные технологии зимовки пчел», к ...