Honeyfine

Все о пчеловодстве

Семья пчел и ее гнездо
Биология медоносной пчелы / Семья пчел и ее гнездо
Страница 4

По отношению к летку соты могут быть расположены перпендикулярно и параллельно (на холодный и теплый занос). В естественных постройках пчелы чаще всего размещают соты наискось по отношению к летку. В рамочных ульях чаще пчеловоды размещают соты на холодный занос, обеспечивая при этом лучшую вентиляцию гнезда: воздух от летка свободно и равномерно расходится по всем улочкам. При содержании семей пчел в павильонах для облегчения работы пчеловода по уходу за ними соты ставят на теплый занос, но при этом уделяют больше внимания усиленной вентиляции гнезда.

Расположение в гнезде расплода и запасов корма подчиняется определенной закономерности: на сотах вблизи летка пчелы выращивают расплод, где лучше условия вентиляции; на более удаленных от летка сотах они складывают запасы перги и меда, где лучше условия для их охраны. Расплод всегда окружают (кольцом) трутневые ячейки. Мед, предназначенный для длительного хранения, пчелы запечатывают тонкими восковыми крышечками. Дикие пчелы складывают мед главным образом в верхней части гнезда, расплод - внизу, пергу — вокруг расплода. Гнездо пчелы используют в течение всей жизни семьи. Известны случаи, когда семья жила в одном и том же гнезде более 30 лет.

Свежеотстроенные соты светлые. Со временем они подвергаются значительным изменениям. Если пчелы складывают в них корм, они долгое время остаются светлыми. Соты же, используемые для выращивания расплода, быстро стареют. Процесс старения сотов заключается в том, что после вывода каждого поколения в ячейках остаются плотно приставшие к стенкам и дну ячеек коконы и кал личинок. В результате этого соты постепенно темнеют. По мере старения сота объем ячеек уменьшается, поэтому пчелы очищают их, выгрызая оставшиеся коконы. В черных сотах объем ячейки на 12% меньше, чем в светлых.

Возраст и качество сотов оказывают влияние на скорость кристаллизации меда. В сотах, в которых пчелы выращивали расплод, мед кристаллизуется значительно быстрее, чем в сотах, предназначенных для него. От быстрой кристаллизации кормовых запасов пчелы сильно страдают в зимний период. Не случайно в естественных жилищах пчелы размещают мед преимущественно в верхней части гнезда, где сот всегда утолщен. В этой части гнезда расплод не выращивают, так как здесь расположены соты исключительно с медовыми ячейками. В такие ячейки матка не может отложить яйца. По этой причине в этой части гнезда соты остаются „молодыми", а мед медленнее кристаллизуется. Этот механизм, выработанный пчелами в процессе эволюции, препятствует процессам кристаллизации зимних кормовых запасов и снижает вследствие этого вероятность гибели семей от голода.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Цель занятия. Изучить строение разных видов ячеек в соте медоносной пчелы. Освоить практические расчеты количества сотов, необходимых для обеспечения нормальной работы пчел сильной семьи.

Необходимое оборудование и материалы. Пчелиные семьи, инвентарь, необходимый для их осмотра (дымарь, стамески, лицевые сетки, халаты), гнездовые и магазинные соты, имеющие различные типы ячеек (включая роевые и свищевые маточники), линейки, штангенциркули, мерные пипетки Мора.

Методика проведения занятия. Занятие проводят на учебной пасеке и в лаборатории. Преподаватель знакомит учащихся с устройством гнезда семьи пчел. После этого учащиеся с преподавателем разбирают гнездо, отмечая порядок размещения в нем открытого и печатного расплода, меда и перги. Обращают внимание на ячейки, отличающиеся по размеру и форме. Результаты наблюдений и учета заносят в тетрадь.

Рис. 47. Три направления, принятые для определения ширины ячейки

Рис. 47. Три направления, принятые для определения ширины ячейки

Закончив знакомство с устройством гнезда семьи пчел, учащимся раздают соты с различными видами ячеек.

Учащиеся получают задание иайти на соте различные виды ячеек (пчелиные, трутневые, переходные, медовые и маточники). С помощью линейки измеряют диаметр пчелиных и трутневых ячеек в трех направлениях (рис. 47). Сравнивают размер переходных ячеек, отмечая их неправильную форму. Проводят промеры медовых ячеек. Данные промеров заносят в тетрадь.

С помощью линейки или штангенциркуля определяют глубину разных видов ячеек, обращая внимание на угол наклона стенки ячеек. Определяют объем всех видов ячеек. Учащиеся делают рисунки и записи в своих тетрадях.

После этого учащиеся получают из коллекции роевые и свищевые маточники, а также маточники, используемые пчелами при искусственном выводе маток. Высчитывают объем маточников. Результаты всех видов измерений заносят в тетрадь. Для определения объема маточника его заполняют водой из мерной пипетки Мора.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Архивное дело
Становлению первых архивов способствовали: принятие христианства, миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия. К основным документам относились: дипломатические и административные акты, договоры ме ...

Условия, необходимые для вывода маток
Для выведения пчелиных маток на центральной усадьбе фермы оборудуют комнату, где будут выполняться работы по прививке личинок, отбору маточников, взвешиванию маток, а при использовании термостатов ...

Заключение
Прочитана вторая книга своеобразной серии моих книг о рациональном практическом пчеловодстве. Это дает мне основание подвести краткий итог сделанному. Выход этих двух книг является завершением боле ...