Honeyfine

Все о пчеловодстве

Семья пчел и ее гнездо
Биология медоносной пчелы / Семья пчел и ее гнездо
Страница 4

По отношению к летку соты могут быть расположены перпендикулярно и параллельно (на холодный и теплый занос). В естественных постройках пчелы чаще всего размещают соты наискось по отношению к летку. В рамочных ульях чаще пчеловоды размещают соты на холодный занос, обеспечивая при этом лучшую вентиляцию гнезда: воздух от летка свободно и равномерно расходится по всем улочкам. При содержании семей пчел в павильонах для облегчения работы пчеловода по уходу за ними соты ставят на теплый занос, но при этом уделяют больше внимания усиленной вентиляции гнезда.

Расположение в гнезде расплода и запасов корма подчиняется определенной закономерности: на сотах вблизи летка пчелы выращивают расплод, где лучше условия вентиляции; на более удаленных от летка сотах они складывают запасы перги и меда, где лучше условия для их охраны. Расплод всегда окружают (кольцом) трутневые ячейки. Мед, предназначенный для длительного хранения, пчелы запечатывают тонкими восковыми крышечками. Дикие пчелы складывают мед главным образом в верхней части гнезда, расплод - внизу, пергу — вокруг расплода. Гнездо пчелы используют в течение всей жизни семьи. Известны случаи, когда семья жила в одном и том же гнезде более 30 лет.

Свежеотстроенные соты светлые. Со временем они подвергаются значительным изменениям. Если пчелы складывают в них корм, они долгое время остаются светлыми. Соты же, используемые для выращивания расплода, быстро стареют. Процесс старения сотов заключается в том, что после вывода каждого поколения в ячейках остаются плотно приставшие к стенкам и дну ячеек коконы и кал личинок. В результате этого соты постепенно темнеют. По мере старения сота объем ячеек уменьшается, поэтому пчелы очищают их, выгрызая оставшиеся коконы. В черных сотах объем ячейки на 12% меньше, чем в светлых.

Возраст и качество сотов оказывают влияние на скорость кристаллизации меда. В сотах, в которых пчелы выращивали расплод, мед кристаллизуется значительно быстрее, чем в сотах, предназначенных для него. От быстрой кристаллизации кормовых запасов пчелы сильно страдают в зимний период. Не случайно в естественных жилищах пчелы размещают мед преимущественно в верхней части гнезда, где сот всегда утолщен. В этой части гнезда расплод не выращивают, так как здесь расположены соты исключительно с медовыми ячейками. В такие ячейки матка не может отложить яйца. По этой причине в этой части гнезда соты остаются „молодыми", а мед медленнее кристаллизуется. Этот механизм, выработанный пчелами в процессе эволюции, препятствует процессам кристаллизации зимних кормовых запасов и снижает вследствие этого вероятность гибели семей от голода.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Цель занятия. Изучить строение разных видов ячеек в соте медоносной пчелы. Освоить практические расчеты количества сотов, необходимых для обеспечения нормальной работы пчел сильной семьи.

Необходимое оборудование и материалы. Пчелиные семьи, инвентарь, необходимый для их осмотра (дымарь, стамески, лицевые сетки, халаты), гнездовые и магазинные соты, имеющие различные типы ячеек (включая роевые и свищевые маточники), линейки, штангенциркули, мерные пипетки Мора.

Методика проведения занятия. Занятие проводят на учебной пасеке и в лаборатории. Преподаватель знакомит учащихся с устройством гнезда семьи пчел. После этого учащиеся с преподавателем разбирают гнездо, отмечая порядок размещения в нем открытого и печатного расплода, меда и перги. Обращают внимание на ячейки, отличающиеся по размеру и форме. Результаты наблюдений и учета заносят в тетрадь.

Рис. 47. Три направления, принятые для определения ширины ячейки

Рис. 47. Три направления, принятые для определения ширины ячейки

Закончив знакомство с устройством гнезда семьи пчел, учащимся раздают соты с различными видами ячеек.

Учащиеся получают задание иайти на соте различные виды ячеек (пчелиные, трутневые, переходные, медовые и маточники). С помощью линейки измеряют диаметр пчелиных и трутневых ячеек в трех направлениях (рис. 47). Сравнивают размер переходных ячеек, отмечая их неправильную форму. Проводят промеры медовых ячеек. Данные промеров заносят в тетрадь.

С помощью линейки или штангенциркуля определяют глубину разных видов ячеек, обращая внимание на угол наклона стенки ячеек. Определяют объем всех видов ячеек. Учащиеся делают рисунки и записи в своих тетрадях.

После этого учащиеся получают из коллекции роевые и свищевые маточники, а также маточники, используемые пчелами при искусственном выводе маток. Высчитывают объем маточников. Результаты всех видов измерений заносят в тетрадь. Для определения объема маточника его заполняют водой из мерной пипетки Мора.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Несколько вопросов заинтересованного читателя
Прочитав все то, что было написано выше, заинтересованный читатель может задать мне несколько вопросов. Могу предположить, что эти вопросы будут звучать так: 1. Почему слетов не было раньше? 2. По ...

Жизнь пчел
На нашей планете существует свыше миллиона видов насекомых. Человек использует всего лишь несколько видов, в том числе медоносных пчел. В отличие от многих других насекомых медоносные пчелы живут ...

Причины осеннего слета пчел
Для однозначности толкования и понимания рассматриваемого явления хочу предложить определение: «Осенний слет пчел — это такое явление, при котором пчелиная семья осенью постепенно и неконтролируем ...